Понедельник, 06.05.2024, 23:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методический семинар | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя химии и биологии Деркач Натальи Петровны

    Методический семинар


         Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.
         Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность. 
         В своей работе ставлю перед собой задачи:
    - вариативность и личностная ориентация образовательного процесса    
      (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
    -практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских, проблемных,  коммуникативных методов и др.); 
    -отбор содержания учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; 
    -использование межпредметных связей;
    -внедрение в процесс обучения ИКТ, обеспечивающих доступ к различным информационным ресурсам и  способствующих обогащению содержания обучения,  придающих ему логический и поисковый характер;
    -использование приемов, технологий, способов решения проблем, личностно-значимых для обучающихся.
         Информационно-коммуникационные технологии, работа с ресурсами Интернет на уроке, поиск информации для выполнения домашнего задания, создание презентаций ребятами по итогам пройденного материала делает учебный процесс познавательным, увлекательным и более компактным. На уроках применяю как мультимедийные технологии, которые позволяют использовать текст, графические изображения, звук, анимацию, видеофрагменты, электронные учебники.
         Мультимедийные курсы: «1С: Репетитор. Биология», «Биология 6-9 классы» (Библиотека электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия), лабораторный практикум «Биология 6-11класс» и др. - имеют обширный учебный материал по всем разделам курса биологии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеют обширный справочный материал.
         Обширным иллюстративным и теоретическим материалом располагают и учебные мультимедийные пособия по анатомии и физиологии человека – «Биология» (Просвещение) и электронные атласы для школьников: «Анатомия, физиология, гигиена», «Ботаника», «Зоология». На мой взгляд, в этих пособиях органично сочетаются традиции отечественного образования и компьютерные технологии. 
         Кроме того, все перечисленные издания содержат также и лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, которые используются мной в учебно-воспитательном процессе. 
         Работу с этими образовательными комплексами я провожу на всех этапах урока: при организации актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным занятиям и ЕГЭ.
         Использование обучающимися электронных справочников, энциклопедий, учебников позволяют им отбирать материалы при подготовке рефератов, проектов, презентаций, а мне, как учителю, помогают решать следующие дидактические задачи:
    -усвоение обучающимися базовых знаний по предмету;
    -систематизация усвоенных знаний;
    -формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационной техники;
    -формировать навыки самоконтроля;
    -активизировать познавательный интерес к биологии;
    -подготовить обучающихся к экзаменам, попутно формируя у них различные общеучебные навыки.
         Использование Интернет ресурсов повышает уровень проведения занятий, мотивацию обучающихся к обучению, улучшает качество знаний.
       Сейчас имеется большое количество сайтов, посвященных биологии, экологии и методике преподавания. Это представляет интерес для меня как для учителя. На своих уроках часто применяю методические находки других учителей, сведения о которых нахожу в Интернете.
       Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии, химии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
        Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. 
        Темы, которые используются в неурочной деятельности:
    -Исследование состава жевательной резинки;
    -Исследование прохладительных напитков;
    -Приготовление микропрепаратов растительных клеток;
    -Обнаружение витаминов в растительном масле;
    -Обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, муке, банане.
        Метод проектов реализуется  с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации, но и использую новые информационные технологии: мультимедийное оборудование, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы Интернет-конференций. 
    Как же осуществляется работа над проектами?
    - прежде всего, обучающимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания;
    - постановка цели и задач, составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования;
    - выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у обучающихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы;
    - подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве;
    - подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, выстраивают систему доказательств;
    - презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации. 
         Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления обучающихся, воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самоусовершенствованию.
       В школе активно проводится  с обучающимися исследовательская работа. Она требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, т.к. обычно одновременно решает  образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций обучающихся, как: умение работать по алгоритму, работа в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также развитие творческого мышления. 
         В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта. 
         Решая конкретную экологическую проблему, юные исследователи начинают понимать необходимость природоохранной деятельности, чувствовать ответственность за состояние природной среды своей местности, своего края, повышают экологическое сознание. Так работа «Исследование экологического состояния почвы», выполненная учеником 9 класса Твердым Виктором, посвящена важной проблеме экологического состояния почвы посёлка Солнечный Усть-Майского района. 
         Важным является и то, что, включаясь в исследовательскую работу, школьники приобретают умения и навыки постановки и проведения научного эксперимента, учатся работать в лаборатории и вести мониторинг состояния природных экосистем и отдельных компонентов окружающей среды. В свою очередь, это пробуждает интерес к научной работе в целом, к экологическим и биологическим специальностям, что может сыграть важную роль при выборе профессии и направления деятельности после школы. 
         Для того, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей.
         С помощью  межпредметных связей (МПС) закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. К примеру, изучение таких процессов как: свертываемость крови, фотосинтез, испарение влаги растениями и т.д. требует уже на начальном этапе рассмотрения физико – химических понятий при раскрытии общебиологического понятия.
          Опираясь на связи с другими науками, при изучении биологии, раскрываются отношения «природа – человек», «природа – общество – труд». 
    Таким образом, я рассматриваю возможности межпредметных связей в организации процесса обучения на уроках биологии, роль межпредметных связей в подготовке обучающихся к восприятию знаний.
    Мною разработаны и проведены следующие уроки: «Металлы победы», «Витамины», «Химия крови», «Белки», «Углеводы».
    Используя знания обучающихся по химии, физике, математике, географии и  другим   предметам   раскрываются   многие   биологические   понятия и процессы, что ведет к хорошему усвоению учебного материала учениками, а соответственно повышению качества знаний.
           Внеклассная работа имеет огромное значение в решении разнообразных учебно-воспитательных задач, которые стоят перед современной школой. Внеклассные мероприятия многогранны. Они могут углублять школьный материал, воспитывать идеалы, формировать мировоззрение, экологические вкусы, этику поведения, эмоции, взгляды, суждения, воспитывать культуру труда, патриотические чувства, бережное отношение к природе. Я являюсь руководителем кружков «Мир под микроскопом», «Занимательная химия».
        На теоретических  и практических занятиях ребята получают знания не только о природе и экологии края, но и знакомятся с методиками исследований в природе, видами творческих работ и правилами их оформления.

            Результативность опыта

         Использование данных педагогических технологий позволило мне  повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и  внеклассной деятельности.
         За период с 2011 по 2015 использования данных технологий на уроке и во внеурочное время наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности (с 81% до 90%)
               Наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся:
    -рост «качества знаний» при 100 %-ной успеваемости (с 67,5% до 74,5%)
    Позитивная динамика успеваемости обучающихся по биологии за последние три года

    Учебный год % качества % успеваемости Средний балл
    2011-2012  67,5 100 3,9
    2013-2014  69,0 100 3,9
    2014-2015 74,5 100 4,0

    Позитивная динамика успеваемости обучающихся по химии за последние три года

    Учебный год % качества % успеваемости Средний балл
    2011-2012  69,0 100 3,9
    2013-2014  69,0 100 3,9
    2014-2015 84,5 100 4,0

    Ежегодно обучающиеся принимают участие в районных олимпиадах по биологии, химии и экологии.  
    •    2011г- команда МБОУ СОШ лицей№3 грамота отдела образования г. Учалы за лучшее выступление на районном фестивале экологических агитбригад. 
    •    2011г –Якупова Регина (8класс)- грамота за успехи в исследовательской деятельности по проблемам экологии. 
    •    2013г- Якупова Регина(10класс)-участница детской научно-практической конференции исследовательских творческих работ –Диплом  III степени в номинации «Природа, человек, страна-2013» 
    •    2011г -Ахтямова Залифа (9класс)-победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. 
    •    2014г- Шарипова Юлия (10класс) -победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

    •    2015г-Кирищева Ксения (9класс)-2 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
         Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

    Пояснительная записка к методическому семинару

    Презентация к методическому семинару

     

    Создать бесплатный сайт с uCozМБОУ "Солнечнинская СОШ"